Google

понедельник, 5 ноября 2007 г.

FL Studio: знакомство с программой


Хотелось бы познакомить Вас с замечательной программой для написания музыки. Сейчас по всему интернету можно найти уйму информации об этом секвенсоре. В своё время у меня не было доступа в интернет, английский я не знал (чтоб хэлп почитать) и я освоил Fruity Loops 3 методом "тыка". Далее я открою некоторые секреты, дам советы и описания.

Аудио-Midi секвенсор FL Studio

Компания Image-Line начала свою деятельность в 1998 году. Ее первый, в дальнейшем ставший флагманским, продукт назывался FruityLoops v1.0. Это был простенький инструмент для создания петель («Loops»). Со временем этот небольшой (архив первой версии занимает около полумегабайта) паттерн-редактор превратился в обширный, мощный и представительный секвенсор с широким набором возможностей. В связи с эволюцией продукта было изменено и его название: FruityLoops превратился в FL Studio. На сегодняшний день компания Image-Line обслуживает более 80000 заказов на покупку программы и более 150000 скачиваний trial-версий в месяц.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us
Современный вид FL Studio 6.0


Free Image Hosting at www.ImageShack.us
Первая версия FruityLoops 1.0 образца 1998 года

Запуская программу первый раз, можно порадоваться не только красоте, но и функциональности интерфейса. Музыканты, использующие Cubase или Logic Audio, называют FL «детской игрушкой» именно из-за красивого оформления, зачастую не имея представления, каковы истинные возможности секвенсора.

Действительно, привыкнув к многодорожечной концепции Cubase трудно сразу разобраться, как устроен принцип построения композиции в FL. Разработчики нашли несколько нестандартный подход к этому вопросу, как бы разделив традиционную секвенсорную часть на два раздела – Плейлист («Pattern Edit») и Каналы («Channels»). Канал – это, собственно, и есть инструмент, который вы хотите использовать. По умолчанию он имеет вид ступеней, как у драм-машинки, что наводит на ошибочную мысль использования каналов только в качестве построения петель. Безусловно, таким образом создавать ритм-секцию очень удобно, но возможно также использование привычного piano-roll. То есть для ударников можно использовать вид ступеней, а для синтезаторов – развертку пианино.

Плейлист – это, своего рода, многодорожечный проигрыватель. Он состоит из множества так называемых Палитр. Прямоугольник, находящийся в плейлисте на определенной позиции, указывает, когда и какую палитру нужно сыграть.

Палитрой («Palette») называется контейнер каналов. Каждая палитра в плейлисте – это независимое хранилище действий, произведенных в секвенсоре, будь то партия ударных, прописанная в сэмплере, синтезаторный грув или автоматизация параметров инструментов или эффектов. Создав какой-нибудь звук, вы можете использовать его как сэмпл. Нет нужды копировать все ноты заново, как это делается во многих секвенсорах, достаточно просто расставить прямоугольники в плейлисте. Удобство такого подхода заключается в том, что, делая, например, петлю, можно прописать в разных палитрах разные звуки ударников, а затем по мере необходимости добавлять их в плейлист. Если возникнет необходимость оставить только хэты, то не придется удалять ноты, относящиеся к другим звукам, достаточно будет просто убрать ненужные прямоугольники из плейлиста.

FL Studio – это хорошо продуманная программа, сделанная «музыкантами для музыкантов». Поэтому пакет содержит в себе ряд необходимых и удобных для композитора возможностей:

  • В браузере, находящемся слева, отображено все, что используется или может быть использовано в проекте. Там находятся записанные сэмплы, грувы, которые можно использовать в любом инструменте, все параметры используемых генераторов и эффектов, а также другие вещи, которые должны быть всегда под рукой.
  • Микшер имеет в себе возможность записи каждой дорожки в отдельный файл. Если направить каждый канал на свою дорожку, то можно будет лишь нажать на иконку дискеты внизу, и каждый инструмент окажется в отдельном файле, подготовленный для аранжировки в другом редакторе. При рендеринге в файл есть опция автоматического добавления получившегося сэмпла в проект.
  • Каждый канал сэмпла содержит возможности для редакции аудио. Кроме обычных уровня и панорамы есть функции реверсирования (сэмпл играет задом наперед – часто используемый эффект бас-бочки в танцевальных композициях), растягивания времени, редакции тональности, нормализации, своппинга стереоканалов, гашения стерео (fade stereo) (панорама плавно перемещается по ходу сэмпла из левого канала в правый), fade-in, fade-out, огибающую вида ADSR для панорамы, уровня, резонанса и высоты. И это не весь перечень. Есть еще функции арпеггиатора, эффекты эхо\задержки и некоторые другие возможности.
  • В режиме развертки пианино есть инструменты квантизации, нарезки (chop), повторения с малыми задержками (flam), арпегирования, автоматического управления уровнями нот (scale levels) (например, эффект roll можно сделать, используя этот инструмент в связке с chopper) и другие вещи, облегчающие построение петель и грувов.
  • Автоматизации поддаются практически все видимые элементы интерфейса. Начиная от параметров эффектов и заканчивая глобальным значением tempo.
  • FL Studio – единственный секвенсор, в котором присутствует возможность использования печатной клавиатуры вместо MIDI. Это незаменимая вещь для начинающих музыкантов, у которых нет настоящего MIDI-устройства.
  • Весь плейлист и все каналы можно раскрасить, как вам заблагорассудится. Излишество? Вовсе нет. Выделив разными цветами каналы разного звучания (ударники, клавиши) можно легче ориентироваться и быстрее найти нужный инструмент. В микшере для каждой дорожки можно назначить свою иконку. Для изменения цвета объектов есть удобный инструмент градации цвета от одного объекта к другому.

В FL Studio присутствует поддержка плагинов в форматах VST, VST2, DX, Buzz и FL Standard для эффектов, и VSTi, DXi2, ReWire, Buzz и FL Standard для инструментов.
VST – самый популярный формат в среде виртуальных подключаемых плагинов и инструментов. Он разработан небезызвестной компанией Steinberg, выпустившей такие программы как Cubase, Nuendo и WaveLab.

DX – это альтернатива VST, созданная совместными усилиями Microsoft и Cakewalk.
VST имеет ряд преимуществ перед DX. Во-первых, этот формат является платформонезависимым, в отличие от разработанного Microsoft, который может запускаться только под управлением Windows и DirectX. Во-вторых, автоматизация в большинстве программ может быть применена только для VST. Как следствие, в-третьих, этот формат поддерживает большее число секвенсоров. А если вы работаете на платформе, отличной от Windows или даже IBM PC, то DX не представляется возможным использовать.

ReWire – это разработка компании Propellerheads, выпустившей программу Reason. ReWire – это не плагин, а виртуальный межпрограммный интерфейс. Его функция состоит в том, чтобы включать одну программу в другую, как если бы это был простой плагин. Реализация основана на технологии ActiveX, поэтому может быть использована только под управлением связки Windows/DirectX.

Приведем некоторые наглядные отличия от подобных программ:

  • Программа универсальна. То есть она поддерживает все распространенные форматы программного интегрирования. Reason поддерживает только ReWire и собственный формат инструментов.
  • Интерфейс программы дружествен и приятен. Logic Audio имеет довольно своеобразный способ общения с музыкантом, к которому нужно долгое время привыкать. Внешний вид Cubase\Nuendo похож на обычный многодорожечный редактор.
  • В программе имеется виртуальный эмулятор MIDI-клавиатуры, которого в других программах обнаружено не было.
  • Присутствует поддержка аудио треков. Reason этой возможности лишен. Если вы, например, работая на Reason, хотите вставить в свою композицию акапеллу, вам приходится либо грузить всю ее в сэмплер (после чего прослушка станет возможной только с начала сэмпла), либо микшировать акапеллу во внешнем редакторе.
  • Интерфейс Reason максимально приближен к реальным взаимодействиям инструментов, что является одновременно и плюсом, и минусом. Минус состоит в том, что музыканту приходится думать еще и над тем, как правильно подключить то или иное устройство. Например, delay нужно вставлять через send, а не подключать к нему последовательно инструмент. В итоге можно запутаться в многообразии виртуальных проводов и долго искать причину неверного звучания. Проверено на собственном опыте. Процесс поиска ошибок похож на дебаггинг листинга программы у программистов. Приходится отслеживать весь маршрут сигнала, что иногда создает большие трудности. И если вы решите потом что-либо изменить, учтите, что провода придется переставлять заново.
  • Область секвенсора у всех остальных программ построена по единому принципу: последовательность нот. FL Studio на этот счет имеет выгодное отличие: область секвенсора состоит из двух частей – плейлиста и каналов. Фактически сама секвенция находится в канале.
  • Step-редактор очень поможет при создании петель. В других программах пришлось бы подключать внешнюю (в смысле плагин) драм-машину. В Reason есть стандартный инструмент ReDrum, выполняющий эти функции.

Естественно, идеальных программ не бывает, поэтому справедливости ради стоит упомянуть и о минусах пакета:

  • То, что является плюсом, одновременно может являться и минусом. Например, к интерфейсу действительно нужно некоторое время привыкнуть. Я долго разбирался с разверткой пианино, пока смог полностью понять принцип работы с группой нот (выделение, копировать, вставить).
  • В программе отсутствует возможность автоматизации DX-плагинов. В Cubase/Nuendo такая возможность есть.
  • Редакция автоматизации вносит в FL Studio несколько завуалированный характер. В Cubase\Nuendo все автоматизированные параметры видны под треком, а в FL приходится искать нужный параметр и смотреть параметры в отдельном окне. Через браузер он находится легко, но все же общую картину получить не удастся.
  • Нет функции копирования всех нот паттерна. Приходится копировать из одного места в другое ноты каждого канала по отдельности.

Если сравнивать эффекты, которые поставляются вместе с программой, то, в принципе, они довольно неплохие, хотя не лишены и недостатков. В Reason эффекты бедны настройками. В этой ситуации FL Studio выигрывает, но до внешних VST-плагинов все же не дотягивает. Стандартными компрессорами я стараюсь не пользоваться. Единственное, что могу отметить – это специализированные плагины, которые отличаются своей оригинальностью – BeatSlicer, WaveTraveller, Fruity Scratcher и Vocoder. В остальном я предпочитаю все же внешние эффекты. Хотя не могу не признать, что у стандартных местами есть весьма интересные дополнительные параметры. На delay, например, можно поставить эффект ping-pong и каждая следующая задержка будет оказываться в противоположных концах панорамы.

Продукт FL Studio продается в четырех комплектациях: Express, Fruity Edition, Producer Edition и XXL Bundle. Очередность представлена по степени комплектации.

FL Studio Express Edition представляет собой, по большому счету, удобную драм-машину, с поддерживаемыми интерфейсами VSTi, DXi и ReWire, с помощью которых может быть подключена к любой хост-программе, поддерживающей эти способы виртуального подключения, например, Steinberg Cubase\Nuendo (VSTi, DXi, ReWire), Propellerheads Reason (ReWire), Cakewalk Sonar (DXi). Цена - $49.

FL Studio Fruity Edition – хорошее начало для освоения профессиональной виртуальной студии. Содержит все базовые возможности. Цена - $99.

FL Studio Producer Edition – это виртуальная студия все-в-одном, поддерживающая все необходимые действия для редактирования записи и обработки аудио. Укомплектована аудиотреками в плейлисте, полным микшером, возможностью записи звука через интерфейс ASIO и волновым редактором. Цена - $149.

FL Studio XXL Bundle – содержит в себе FL Studio Producer Edition, синтезаторы SimSynth Live, DX-10, Sytrus, drum-синтезатор DrumSynth Live, сэмплер формата sf2 SoundFont Player и видеоплеер. Экономия при покупке Bundle Pack вместо приобретения содержимого по отдельности – 37%. Цена - $560-37%=$348.

В дальнейшем мы будем рассматривать самую полную версию FL Studio – XXL Bundle.

Остановимся на самых интересных плагинах и инструментах:

3xOsc – 3-х осцилляторный синтезатор, способный генерировать звук для обработки в дальнейшем инструментальными средствами канала или производить свой собственный тип стереофазирования.

BeepMap – генератор звука на основе изображения. Загруженная в инструмент картинка интерпретируется специальным образом и дает на выходе иногда весьма интересный результат.

Slayer – реалистичный симулятор электрогитары, созданный ReFX. Использует гибридный синтез, подобный физическому моделированию. Имеет секцию усилителя и эффектов. Поставляется в DEMO версии. Цена - $69.

Plucked! - Простой, но прекрасно звучащий благодаря физическому моделированию синтезатор, так называемый Plucked Strings.

Sytrus - этот синтезатор – это целая звуковая фабрика, благодаря имплементации большинства моделей синтеза (Frequency Modulation Synthesis, Ring Modulation Synthesis, Plucked Strings Synthesis) он может производить практически любой звук, включая басовые линии, звоночки, пианино, органы, струнные и даже последовательности (Sequences). Имеет встроенный модуль эффектов, состоящий из хоруса, трех линий задержки и программируемого унисонного модуля. Без сомнения, это самый сложный и многообразный синтезатор из стандартной комплектации. К сожалению, поставляется он только в версии DEMO. Это значит, что его работа ничем не отличается от зарегистрированной версии, но его настройки нельзя сохранить в проекте. Загрузив прежде сохраненный проект, в котором используется Sytrus, вы увидите, что патч, установленный вами, изменен на стандартный. Цена - $179.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

TS404 Bassline Synthesizer - Эмулятор легендарного басового генератора TB303, впрочем, имеющий возможность производить и специфические, присущие только TS404 звуки. Состоит из двух осцилляторов, отрезающего\резонансного фильтров, огибающей, Низкочастотного осциллятора и модуля distortion.

Buzz Generator Adapter - адаптер для Buzz-машин. Множество таких плагинов доступно по адресу http://www.buzzmachines.com/.

Chrome - плагин визуализации, создающий образы, руководствуясь разверткой пианино и событиями MIDI.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

Dashboard - Совершенно уникальная вещь, позволяющая создавать виртуальный интерфейс для внешнего оборудования. Таким образом, вы можете создать на экране подобие устройств, которые используете физически.

Video Player - позволяет проигрывать видео в синхронизации с музыкой. Пригодится создателям саундтреков и клипмейкерам. Поставляется в DEMO версии. Цена - $35.

Direct Wave - Многофункциональный сэмплер, поддерживающий такие форматы как WAV (в том числе с использованием ACM-кодинга), AKAI AKP (S5/6K, Z4, Z8), Battery, Direct Wave Program (DWP), EXS24, Kontakt, Recycle, SoundFont2 (SF2). Поставляется в DEMO версии. Цена - $79.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

Wave Traveller - Плагин для создания эффекта скретча. Скретч – это манипуляция с играющей виниловой пластинкой таким образом, чтобы получался искаженный по скорости, порядку воспроизведения и высоте звук. Делается это с помощью чередования замедления, ускорения, остановки или реверсивного проигрывания пластинки. Главный отдел плагина – окно огибающей скорости\высоты. В нормальном режиме она равномерно протягивается из нижнего левого угла в верхний правый. Есть шесть предустановленных форм искривления: прямая, пол- и четверть фазы косинуса, четверть фазы синуса, кривая Безье (искривление характеризуется двумя точками) и кривая, искривление которой характеризуется одной точкой. Также в вашем распоряжении есть развертка пианино, в которой на каждую клавишу вы можете назначить свою форму огибающей.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

FL Studio XXL имеет в составе около сорока стандартных эффектов и вспомогательных плагинов.

Fruity Chorus - Эффект, построенный на принципе наложения нерезких отличий по высоте звука на один и тот же сэмпл (эффект хора голосов).

Fruity Compressor – Один из основных эффектов современной музыки. Компрессор может выделить инструмент на фоне других, благодаря варьированию выходного уровня сигнала в зависимости от входного. Основные параметры – это порог (threshold), коэффициент компрессии (ratio) и время атаки (attack). Значение порога устанавливает уровень входного сигнала, выше которого компрессор начинает срабатывать. Коэффициент компрессии – это отношение выходного сигнала к входному. Допустим, вы выставили значение 2:1. Это будет означать, что увеличение входного сигнала на 2 дб повлечет за собой изменение выходного только на 1 дб. Таким образом, можно избавиться от двух проблем: выровнять уровень высокоамплитудного сигнала (чередования очень тихих моментов с очень громкими) и предотвратить обрезание звука на пиках (clips). Значение атаки управляет временем реакции компрессора на изменение сигнала. Чем меньше это значение, тем более «нервным» становиться звук. Уровень будет меняться скачкообразно, а не плавно, что легко определить на слух.

Fruity Multiband Compressor - отличается от Fruity Compressor возможностью компрессировать не только всю полосу частот, но и отдельные ее части. Очень полезно при обработке партии ударных или всего микса.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us

Fruity Delay – создает эффекта эха. Два основных параметра: задержка (delay) и отдача (feedback). Не переусердствуйте со значением отдачи, она начинает накладывать эхо на эхо. При превышении определенного значения уровень выходного сигнала может стать неуправляемым и увеличиваться с каждой новой обработкой.

Fruity Delay Bank – предназначен для создания комплексных задержек. Содержит восемь независимых вкладок с индивидуальными параметрами.

Fruity Filter – плагин фильтрации звука, оптимизированный для автоматизации (без скачков и щелчков при изменении параметров).

Fruity Flangus – позволяет расширить стереобазу, произвести эффект flange и симулировать эффект унисонного синтезирования. Flange – это эффект, основанный на воспроизведении с небольшой задержкой копии сэмпла с иной высотой. В итоге получается звук, похожий на пролетающий мимо самолет или прослушивание через длинную трубу.

Fruity Flanger – расширенная версия плагина Fruity Flangus. Содержит больше параметров и предустановок.

Fruity Formula Controller - создает сигнал автоматизации, беря за основу формулу. Применив, например, формулу синуса, и связав контроллер с панорамой какого-нибудь канала, вы получите звук, плавно перетекающий из одной колонки в другую. Плагин может оперировать пятью стандартными математическими операциями (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень), двадцатью тремя математическими (все тригонометрические, включая секанс и косеканс, логарифмическими и др.) и восемью специальными функциями, включая условные (If). Содержатся также некоторые интересные возможности вроде получения координат мыши, системной даты и времени.

Fruity Parametric EQ – 7-ми полосный параметрический эквалайзер. Регулируется частота, форма и ширина каждой полосы. Доступны семь форм: low shelf, high shelf, peaking, notch, band pass, low pass и high pass.

Fruity Reeverb – модулирует отражения звуков от стен в различных окружениях. Применяется для создания более реалистичного или глубокого звучания инструментов.

Fruity Scratcher - плагин, эмулирующий виниловый проигрыватель. Загрузив сэмпл можно делать скрэтч-эффекты, как если бы он был записан на пластинке.

Fruity Stereo Enhancer – содержит преобразователи сигнала, расширяющие стереобазу, благодаря чему звук становится «объемным», «обволакивающим».

Fruity Vocoder - Вокодинг – это процесс преобразования частот несущего (carrier) сигнала в соответствии с частотами сигнала-модулятора (modulator). Классический пример – использование человеческого голоса в качестве модулятора, и синтезатора в качестве несущего. Таким образом, получается эффект “говорящего синтезатора”, используемый для имитации голоса роботов во многих фантастических фильмах.

При написании шестой версии разработчики ориентировались на совершенствование удобства пользования интерфейсом, добавление новых возможностей и улучшение звуковых возможностей.

  • Мелкие множественные улучшения внешнего вида.
  • Поддержка новых типов контроллеров.
  • Новые плагины:
    - EQUO – Эквалайзер с расширенными возможностями.
    Free Image Hosting at www.ImageShack.us
    - DirectWave – многофункциональный сэмплер (DEMO)
    - Fruity Envelope Controller – плагин автоматизации
    - Wasp XT – улучшенный WASP, новый интерфейс и пресеты (DEMO)
    - Fruity Delay Bank – расширенный плагин задержки\фильтрации
    - Fruity Multiband Compressor – 3-х полосный компрессор
    - Fruity Reeverb 2 – расширенный плагин реверберации
    - Fruity Squeeze – ditortion-эффект
    - Chrome – плагин визуализации
    - Улучшения синтезатора Sytrus:
    - Расширены возможности редактирования волны
    - Добавлены 4 новых типа фильтров
    - Улучшения развертки пианино (piano roll):
    - Все события теперь могут редактировать в piano roll
    - Добавлены горячие клавиши
    - Новый инструмент – склеивание (glue)
    - Добавлены горячие клавиши в плейлист
    - Новая возможность микшера: компенсация задержки плагина (plugin delay compensation, PDC)
    - Улучшен внешний вид браузера
    - Теперь браузер может отображать все типы файлов
    - Улучшена стабильность\безопасность ASIO
    - Расширены возможности MIDI

Это, конечно, далеко не полный список всех нововведений. Подробное описание всех усовершенствований можно найти в файле WhatsNew.doc в директории установленной FL.

Исходя из всего написанного выше, можно заключить, что FL Studio предназначена для тех, кто профессионально занимается созданием музыки. Но некоторые ее возможности привлекают к себе и новичков (такие, как, например, использование печатной клавиатуры, как MIDI-клавиатуры). Программа отличается от других красотой и удобством интерфейса, а также гибкостью интеграции. В состав программы входит достаточное количество эффектов и плагинов для начала создания композиции даже без внешних инструментов. Пакет имеет исключительные средства для работы с петлями, что ставит его в выгодное положение перед другими секвенсорами.

Информация с сайта http://www.musicmag.ru

Комментариев нет: